Nick Zavriev (organickloud) wrote,
Nick Zavriev
organickloud

sonar 2005

sonar festival
barcelona, spain
16.06 - 19.06



- Привет, Адам!
- Привет!
- Мы были на твоём концерте в «тоннах», это было восхитительно, спасибо! Ты летишь в Барселону?
- Да, у нас там концерт в клубе «Лолита», там будет большая вечеринка вне «Сонара».
- Здорово! Ну тогда увидимся там, удачи!

Мы летим в Барселону. Там нас ждет много всего, но в первую очередь – музыка. Впереди у нас фестиваль «Sonar», главное событие года в области электронной музыки, а помимо него – клубная жизнь города, который в это время становится центром «тусовочной» Европы. В аэропорту нам «попадается» Адам Миллер из группы Adult, которая летит вместе с нами. Это кажется хорошим знаком.

Спустя несколько часов, мы уже гуляем по центральным улицам. Барселона оказывается очень красивым южным городом с удивительно приятным настроением. Народ расслабленный и приветливый, со здоровым южным пофигизмом – ходят на красный свет, валяются на травке посреди города и так далее. По-английски испанцы говорят не очень хорошо (хотя в общем, что называется, пропасть не дадут), но если ты пытаешься объясняться с ними по-испански, приходят в восторг и потратят сколько угодно времени на то чтобы разъяснить тебе то, что ты пытаешься у них узнать.

Неторопливо прогулявшись от площади Каталонии (центральная площадь Барселоны, недалеко от которой располагался наш чудесный отельчик) до памятника Колумбу, успеваешь проникнуться духом города и испытать шок от обилия культурной жизни. На каждом шагу – афиши, флаеры или просто люди, зазывающие на какие-то мероприятия – в музеи, театры, на фестиваль уличных музыкантов, ну выставки, ну и конечно же на многочисленные клубные вечеринки и концерты.

За две недели событий здесь происходит больше, чем в Москве за всё лето. Вот, афиша концерта Garbage – он прямо сегодня. Вот реклама клуба “Razmataz” – в день начала Сонара тут большое пати. Играют Tiga, Tiefschwarz, James Holden, Richard X и наши друзья Adult. Неплохо для одной ночи! А вот – очередные «ожившие мертвецы» - добро пожаловать на концерт Motley Crue. Есть даже афиша, при виде которой мне хочется то ли повеситься, то ли попросить в Испании политического убежища. 23-го июня здесь выступают Oasis. Конечно братья Г не делают приличной музыки уже лет 5-7, но посмотреть на них живьем – мечта юности. Проблема в одном – 21-го мы уже улетаем домой.

Два дня мы проводим как обычные туристы – гуляем по городу, ездим на туристическом автобусе, исследуем кафешки и магазины, пьем сангрию со льдом, ходим в музеи, залезаем на собор Sagrada Familia и пускаем мыльные пузыри в парке Гуэль. Нам хорошо, мы наслаждаемся жизнью и впитываем дух нового города. Завтра начнется фестиваль, а пока в голове пустота и радость.

16.06

Так, незаметно настает день начала фестиваля Сонар – того мероприятия, ради которого мы сюда и приехали. Для каждого из нас Сонар значит что-то своё – для кого-то это некий способ обогатить свой культурный багаж и посмотреть что-то новое и интересное, для других – еще одна большая тусовка, а для меня это что-то вроде Мекки – место, куда я стремился попасть наверное лет десять. Столько времени слушать бесконечные записи лайвов и сетов с подписями “sonar 2001”, “sonar 1997”, “sonar 2003” и наконец оказаться здесь самому – похоже на воплощение мечты.

Sonar делится на дневной и ночной. Ночной – большой рейв с огромными аренами и громкими именами. Дневной скорее напоминает европейские инди-фестивали: шесть относительно небольших (от 300 до 2000 человек) площадок, совершенно разноплановая музыка (от регги до нойза и от психоделик-рока до техно), как правило неизвестные имена в первой половине дня и «герои нашего времени» ближе к вечеру.

Народ здесь делится на две категории. Меломаны – те, кто заранее наметил, кого хочет увидеть – эти осмысленно передвигаются от арены к арене, вооружившись лайнапом с пометками. Приходят всегда заранее, занимают лучшие места у сцены, а в паузах сосредоточенно обсуждают прошедшие и грядущие выступления. Вторая, более многочисленная категория – фестивальные тусовщики. Они гуляют от арены к арене, потягивают пиво, греются на солнышке и задерживаются там, где, что называется, «вайб зацепил». Большая часть публики, естественно, испанцы, помимо них на удивление много англичан и понемножку народа из самых разных стран от Норвегии до Японии.

Дневной Сонар – мекка для тех, кто интересуется «передним краем» современной музыки – особенно интересно смотреть на «новичков» - малоизвестных широкой публике артистов, которых организаторы фестиваля нашли наиболее интересными и перспективными. Все они хороши как на подбор, нередко звуча куда новее и интереснее хедлайнеров. Оно и не удивительно – многие из нынешних «властителей умов» открыли себя миру именно на дневном Сонаре. Поэтому навострим уши и приготовимся внимать Новому.

Сонару в этом году стукнуло 12. За это время он успел заработать себе репутацию главного мирового электронного форума и обрасти своими историями и традициями (чего стоит один выход толщенного фотоальбома «10 лет Сонара»). Каждый новый Сонар не похож на предыдущий. Каждый раз здесь в чести новая музыка (в прошлом году преобладали IDM и хип-хоп, в этом – индитроника, электроакустические саундскейпы и выступления в формате «человек с акустической гитарой и ноутбуком»). На каждом Сонаре – своя «визуальная история» (по всей Барселоне развешены плакаты и портретами пожилых людей, которые при ближайшем рассмотрении оказываются великими мошенниками – этот милый старичок в своё время продал кому-то Эйфелеву башню, а вот та почтенная дама выиграла Бостонский марафон, проехав половину дистанции на метро).

Особый шик – привезти на Сонар «живую легенду», кого-то из тех, на чьем творчестве выросло нынешнее поколение музыкантов. В этом году почетный гость – Винни Рейли aka Durutti Column, персонаж манчестерской тусовки времён Joy Division, любимчик Тони Уилсона и лейбла Factory Records и герой незабвенного кино-блокбастера “24 hour party people”.

Программа дневного Сонара начинается где-то около часу дня. И если в первый день заждавшийся народ приходит почти к самому началу, то во второй и третий основная масса собирается часам к пяти, все-таки несколько суток музыки подряд – удовольствие для самых стойких. Дневной Сонар проходит в самом центре города, недалеко от Рамблы, центральной улицы Барселоны, чем-то напоминающей наш Арбат. Арены здесь сгрудились вокруг музея современного искусства, часть которого продолжает функционировать в обычном режиме, так что если вы вдруг посреди дня решили дать отдохнуть ушам, милости просим лицезреть контемпорари арт – с вас за это даже денег не возьмут. Кроме музея из сопутствующих мероприятий на Сонаре действует ярмарка пластинок и что-то вроде пресс-центра для масс, где представлены местные журналы и радиостанции. В общем, даже если хочется отвлечься от музыки, скучать не приходится.



Чтобы пройти на дневной Сонар, надо предъявить билет на центральном входе и получить браслетик, с которым вас будут беспрепятственно пропускать на все арены фестиваля. Охрана здесь совершенно неформальная и не напрягающая. Главный страж центрального входа похож не на привычного нам бультерьера, а на актёра Морица Бляйбтрё («Беги, Лола, Беги»), к тому же на голове у него ирокез, что определенно настраивает на позитивный лад. При входе даже в сумку не смотрят – конечно, если вы захотите пройти через охрану с бутылкой пива в руке, вас вежливо попросят допить её перед входом, но если вы захотели в рюкзаке пронести с собой обед из бутылки сангрии и бутерброда с хамоном, который вы съедите прямо на полянке под сет любимого диджея, вам никто и слова не скажет – это ваше неотъемлемое право.

В первом блоке дневного Сонара (примерно с часу до пяти дня) играют в основном испанцы. Имена сплошь неизвестные, но Испания никогда талантами обделена не была – тут даже уличные музыканты поют получше наших рок-звезд. Именно среди «местных» нас и ждали первые сюрпризы. Отметившись на входе, мы полчасика погуляли по разным аренам – в некоторых еще ничего не началось, и суетливые организаторы расставляют аппаратуру, в других действо уже идет полным ходом. Первый сюрприз ждал нас в «Лаборатории» - арене, расположенной чуть поодаль от основных четырех. В «Сонар-Лабе» звучал классический IDM, который диджеил с дисков меланхоличный брюнет с бородкой. Вот вам парочка треков с Merck, а вот что-то совершенно незнакомое, но на удивление приятное и красивое. В этот момент я наконец осознаю что это свершилось и я действительно на Сонаре.

Человека, ставшего для меня первой Сонаровской ласточкой, как оказалось, зовут Луис. У него есть собственный музыкальный проект REC.OVERFLOW (он недавно выпустил альбом на испанском лейбле spa.rk, который известен любителям «умной электроники» в первую очередь благодаря музыканту Fibla, успевшему даже у нас на «нокии» поиграть). А здесь Луис играл музыку своего NET-лейбла вперемешку с любимыми IDM-треками. Забегая вперед, скажу, что с этим человеком в Барселоне нам предстояло пересечься еще не один раз.

После сета REC.OVERFLOW мы отправились пообедать. С этим в Барселоне тоже связано много интересного. Несмотря на присутствие на фестивале сумасшедшего количества народу, поесть даже в пяти минутах от Сонара – не проблема. Город полон кафешек, ресторанчиков, бутербродных с угрожающим названием «ля багетина» и тому подобных заведений. Кормят здесь вкусно и недорого, только по-английски не всегда хорошо говорят, так что лучше все-таки запомнить испанские названия ваших любимых блюд. Одно но – не пытайтесь пообедать между четырьмя и восемью вечера. В это время у большинства испанцев сиеста (послеобеденный отдых) и максимум, на что вы можете рассчитывать в это время – перехватить tapas (холодную закуску), а большинство кафешек вообще встретят вас закрытыми дверьми.

Первыми музыкантами, которых хотелось специально прийти и послушать, были Tape, заявленные на пять часов, но мы решили вернуться пораньше и еще часок погулять по аренам, проникнуться духом фестиваля и посмотреть на тех «новичков», которых нам припасли организаторы. В “Sonar Dome” (небольшая арена под тентом) безумствуют бразильцы. С четырех до полседьмого здесь бразильский блок. Посланцы с родины Пеле играют фанк, даунтемпо, регги и прочие летние радости, но особенного впечатления не производят, и мы, послушав их минут 10, идем дальше.

«Блочная» структура – еще одна особенность дневного Сонара. Часто, несколько близких по тематике выступлений группируются по лейбловому или территориальному принципу. Такой блок называется “showcase”. Делается это видимо с двумя целями – чтобы человеку было проще ориентироваться в лайнапе (все-таки пятьдесят выступлений на шести аренах за день – веский повод окончательно потерять голову, а тут – любишь, скажем, инди – приходи на domino showcase и сиди там пару-тройку часов), а еще для того чтобы те, кто видит, скажем, японскую музыку, первый раз, успели бы составить о ней какое-то осознанное впечатление – один получасовой концерт внутри фестивального калейдоскопа может просто затеряться.



Самые интересные события в этот момент происходят в Sonar Village – крупнейшей арене дневного Сонара. «Деревня» - открытое пространство с большой сценой, чем-то напоминающее наш «Сад Эрмитаж». Народ здесь в основном лежит на травке, греется на солнышке и курит травку, благо музыка сопутствует – в «деревне» играют хипхоп, даб, чуточку idm и странного техно, а еще здесь периодически играют рок-группы, на одну из которых мы и попали. Cycle – испанская банда, напоминающая адскую смесь Placebo и Prodigy. Вокалистов двое – парень, внешне напоминающий Моби, а голосом – Брайана Молко, и девочка, выглядящая как классический гот середины восьмидесятых. Ломаные электронные барабаны, агрессивные рок-гитары и яркие песни плюс недюжинная сценическая харизма – если этим ребятам повезет, скоро они станут большими звёздами. А пока записываем в большие открытия.



Tape открывают шоукейз лейбла Hapna. Они выступают здесь второй год подряд, а это привилегия для артиста совершенно исключительная. Скандинавские интроверты чинно настраиваются, а потом, как бы незаметно, начинают играть. Воздушная звенящая гитара взлетает над ландшафтом из электронных шумов, которые, как маленький город, живут своей жизнью. Живьем Tape звучат еще красивее, чем в записи, да и магия живого исполнения гипнотизирует. Минут 15 не могу оторвать глаз от сцены (там, конечно же, никакого шоу и даже никакого видео, the music speaks for itself), а потом просто ложусь на пол и закрываю глаза – здесь можно делать всё что угодно, следуя своим чувствам – почему-то на Сонаре всегда чувствуешь себя в безопасности.

Послушав их полчаса, делаю попытку рвануться в “Escenario Hall” на Мэтью Херберта, но не тут то было. Херберт – звезда, и умников вроде меня набралось еще пара тысяч. К моменту начала выступления, вход в зал уже закрыт. Вот и первая неудача, список пропущенных концертов открыт. Дабы не терять не минуты, отправляюсь в «Лабораторию», где еще можно зацепить кусок сета DJ T. Скоро он будет играть на «стереолете», так что посмотреть интересно в любом случае. Ти устраивает в лаборатории «электро-дискотеку» - звучит много пластинок с его лейбла get physical и сопутствующей «колбасы». Музыка скорее для ночного Сонара, но и здесь звучит неплохо. После сета успеваю перекинуться с Томасом парой слов и вручить ему демо. «О, ты из России, здорово! Я играю там довольно скоро, в Сакнт-Петербурге…»

После DJ T в лаборатории начинается блок под лозунгом “Tribute To John Peel”. Памяти этой радио-легенды здесь посвящено много разных событий. Неизвестный мне персонаж играет очень эклектичный сет из музыки разных времён и народов. Интересно, но для восприятия тяжеловато и я возвращаюсь к основным аренам – там в 18-40 меня ждёт шоукейз лейбла Type Records – коллег и заочных знакомых по старой IDM-тусовке. А пока продолжаю знакомиться с происходящем. В «деревне» играет датская группа Djosos Krost. Потомки Гамлета рубят совершенно нехарактерный для Дании чёрный даб, воистину, европейский глобализм – не шутка. Играют очень живо, на сцене много народу с инструментами, но музыка не моя. Поэтому отправляюсь занять местечко в “Sonar Dome”.



Где-то в половине седьмого на сцене появляются три весьма миловидные девушки. Они деловито проверяют микрофоны, расставляют по сцене многочисленные железки и, что особенно, удивительно, разного рода экзотические духовые. Как и было обещано, в 18-40 (низко кланяюсь организаторам за соблюдение сетки), чудесное трио Midaircondo начинает играть. Представьте себе, если у Бьорк было бы две сестры и они все играли бы в одной группе, и вы получите примерное представление о том, что такое Мидэркондо. Каждая участница – лучшая иллюстрация к фразе «и швец, и жнец, и на дуде игрец» - все трое поют, издают странные звуки из ноутбуков и прочих странных коробочек и играют на самых разных духовых. Выглядят они при этом отнюдь не как «НИИ Электроники на сцене Сонара», а скорее как группа «АББА» – играют, поют, общаются с публикой и так далее. Надо ли говорить, что встретили их стоячей овацией. Музыка у них напоминает то Bjork “Vespertine”, то ранних Mouse On Mars, то The Books, но звучит, при всей сложности и авангардности, на удивление стройно и музыкально. Вот оно, еще одно открытие!

В паузе между выступлениями успеваю пообщаться с командой Type Records. Ребята дружно развалились на полу перед сценой и громко обсуждают выступление своих подопечных. Босс лейбла, более известный как музыкант Xela, выглядит как один из братьев Уизли, персонажей саги про Гарри Поттера – высокий, огненно рыжий общительный парень в очках. Вся команда узнается по футболкам “I’m Not Khonnor”. Как и следовало ожидать, IDM-тусовка – большая деревня – «А, амбидекструс, мы помним твои треки на Merck и Toytronic, рады познакомиться!» (показывают еще на одного человека в такой же футблоке, который ползет в нашу сторону) – “А это, кстати, Khonnor!”. Коннор играет примерно через час, в этом шоукейсе он (точнее они, теперь их двое) – главная звезда, а пока Xela и Aieou вылезают на сцену и играют джемом диджейский сет на двух ноутбуках. Мешают всё со всем – джаз, хипхоп, лоуфай и мелодии из мультфильмов. Не та музыка, которую от них ждешь, но между Мидэркондо и Коннором – вполне в тему.



Попутно успеваю сбегать в «деревню» и минут 15 послушать Efterklang, замечательных датчан, играющих нечто очень милое на стыке трип-хопа и индитроники, с удивительной красоты скрипками. Наверное, так звучали бы Massive Attack, если бы родились лет на 15 попозже.



Коннор завершает программу дневного Сонара. Два юноши в масках плюшевых медведей и, естественно, в футболках “I’m Not Khonnor”, играют развеселую смесь IDM, лоуфай-рока и хипхопа. От сдержанного пост-рока времён альбома Handwriting, осталось очень мало. Теперь в группе играет Ilkae, который принёс с собой скоростные ритмы и ощущение детской беззаботности. Любители гейм-боев играют рок-музыку – парочка отчаянно «рубится» над своими макинтошами, смешно поёт через вокодер и всячески заводит публику.

И вот, за этим весельем, незаметно наступает закат. Первый день закончен. Масса впечатлений, море эмоций и радостное ощущение того, что это только начало. Самый большой сюрприз дневного Сонара – видеть сотни людей, которые просто сидят на полу и завороженно слушают музыку. Им не нужно ни шоу на сцене, ни харизматического фронтмена, они здесь ради тех звуков, которые доносятся из колонок и той атмосферы, которая царит вокруг. Увижу ли я когда-нибудь такое в Москве?.. Об этом сейчас лучше не думать.

Ночного Сонара сегодня нет, а билеты на Ричи Хоутина с симфоническим оркестром к моменту нашего приезда в Барселону были уже проданы (упущение номер два), так что мы, совершив приятную прогулку по местным барам (они, надо сказать, чудо как хороши!), отправляемся искать счастья в клубы.

Программа клубной жизни на этой неделе по составу не уступает хорошему фестивалю – каждой ночью в городе проходит с десяток хороших вечеринок, но мы, как неопытные туристы, отправляемся в Razmatazz, главный клуб Барселоны. Там сегодня большая вечеринка с Тигой, Тифшварцем и прочими кумирами молодёжи. Попав к клубу около часа ночи, мы обнаруживаем на входе километровый хвост – ну разумеется мы не одни такие умные, в Барсе в этой ночью гуляет тысяч пятьдесят «голодных» клабберов. Отстояв в очереди часа два, решаем оставить эту взбалмошную затею и отправиться спать и набираться сил – дальше нас ждёт ночной Сонар и это сейчас важнее.
Tags: live, music, review, sonar, travel
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments