Nick Zavriev (organickloud) wrote,
Nick Zavriev
organickloud

sonar 2005



17.06

Во второй день, чтобы окончательно восстановить силы, успеваем с утра сбегать на море. Море здесь приятное и чистое, даже на городском пряже вода просматривается метров на десять в глубину. Вода прохладная, но с утра это даже приятно бодрит. Со свежими силами отправляемся получать очередную дозу духовной пищи.



Второй день Сонара тоже начинается для нас с «лаборатории». Немногочисленные зрители полуспят, развалившись на полу, но музыка играет приятная. Некто Joe English играет пластинки с Noise Factory Records – тут и индитроника, и приятный минимал, и лёгкое электро - никакого нойза, несмотря на название. Идеальная музыка для того чтобы проснуться и снова включиться в ритм. По дороге к основной арене опять встречаю своего нового знакомого – на этот раз Луис развлекает прохожих айдиэмом, сидя в палаточке какой-то местной радиостанции «О, привет! А это я уже своё играю, лайв. У меня недавно пластинка вышла, «Мадрид» называется – заходи как-нибудь на пластиночную ярмарку, там есть стенд нашего лейбла».



Первым из тех, кого я специально жду, играет FS Blumm. Музыкант не из моей топ десятки, но выпускаться на Morr и Tomlab уже само по себе большое достижение, так что слушать надо обязательно. Блюмм оказался лысым дядечкой средних лет, как водится на этом Сонаре, с гитарой и ноутбуком. Музыку играет в принципе неплохую, но на слух практически не отличается от своего последнего альбома и магии не творит. Неплохо, но не более.

А в пять вечера наступило царство экспериментов. В «комплексе» стартовал шоукейз “Made In Japan”, а одновременно в загадочной арене “Escenario Hall”, спрятанной на нижнем этаже музея, начали играть Radian, австрийские экспериментаторы с лейбла Thrill Jockey. Японцы, как и следовало ожидать, сильно шумели, Радиан же занимались довольно хитрым звукоизвлечением. Музыка у них напрочь лишена мелодий и каких-то драматических разрешений, но обладает настроением (угрюмым, холодным и безысходным) и какой-то своеобразной красотой звука. Их концерт – как экспериментальное черно-белое кино. В нем трудно уловить сюжет, но можно почувствовать эмоцию.

Успев чуть-чуть побродить по пластиночной ярмарке (где я зактарился пластинками с Factor City, испанского электро-лейбла, ставшего для меня открытием года) и мельком послушать dj-сет Fibla в «деревне», я отправляюсь слушать Мисс Киттин. Играть именно в дневной программе она попросилась сама: «Для меня Сонар это в первую очередь день –настоящий фестиваль, сюда я езжу каждый год, даже когда здесь не выступаю», говорит она в интервью, - «А ночной Сонар это просто большой рейв, таких сейчас много…».

То, что Каролин будет играть днем, только подогревает мой интерес к её сету – вдруг Мисс Кошка сыграет что-нибудь, для неё не характерное? Но первый сюрприз оказывается неприятным – Sonar Dome переполнен. Туда можно войти, но ни о том, чтобы потанцевать, ни даже о том, чтобы спокойно дышать, речи уже не идёт. Все-таки «Доум» вмещает от силы человек 500, а Мисс Киттин здесь легко собирает тысячи. Играет она хорошо, хотя и предсказуемо – себя, хакера, lfo, что-то из самого начала девяностых, не забывая при этом подпевать и общаться с публикой. Но бытовые неудобства не дают мне спокойно погрузиться в музыку и, помня о том, что завтра она будет играть еще и в ночной программе, я отправляюсь слушать Durutti Column.

Винни Рейли ака Durutti Column – живая легенда. Он из той самой тусовки Factory Records, про которую Майкл Уинтерботтом снял своих «круглосуточных тусовщиков». Конечно, он не так известен как New Order или Happy Mondays, но окружающий его ореол «того самого мэд-честера» притягивает как сильный магнит. Для своих пятидесяти с небольшим, Рейли выглядит очень неплохо, особенно по сравнению со своим барабанщиком, которому на вид все семьдесят. Седовласый старец в тёмных очках и белом костюме, однако, силушку имеет богатырскую – во время саундчека он без тени напряжения таскал по сцене свою установку, где одна бочка была с него размером. Барабанил он тоже, надо сказать, за десятерых молодых – хорошая школа дорогого стоит. Рейли же играл на своей гитаре какие-то странные пассажи, в результате музыка была больше похожа на прогрессив рок и о принадлежности к «новой волне» напоминала лишь история.

Главные звезды второго дня – Mouse On Mars. Отношения у меня с их музыкой довольно сложные, но увидеть их живьем, да еще и в полном составе, с поющим барабанщиком – почти мечта. Статус музыканта на фестивале определить очень просто – в Hall не попасть уже минут за 15 до концерта, но я, наученный горьким опытом, заранее занимаю стратегическую позицию. Мыши начали с отличных новых вещей, напомнивших мне лучшие моменты их последнего альбома – они перестали увлекаться хаотичным сбиванием ритмов и сдвинулись в сторону поп-структур и рокового драйва. Дальше – дежурный набор хитов разных лет в совершенно новом живом исполнении (публика в экстазе) и еще парочка свежих номеров. Барабанщик просто великолепен – выглядит как молодой Бобби Фарелл из Boney M и поёт как Джеми Лиделл. Энди Тома и Ян Вернер на сцене рубятся как сумасшедшие и излучают такой позитив, как будто сами в первый раз попали на большой рейв. Не зря о MoM часто говорят как о «лучшем электронном лайве».

Концерт пролетел на одном дыхании и вот уже опять закат, куча впечатлений, бессмысленная улыбка и путь домой по улице Элизабет через квартал музыкальных магазинов. Проходя мимо Sonar Dome, слышу как неизвестный мне диджей сводит там Sex Pistols c Joy Division. Вот он, настоящий фестивальный угар. Но на этот раз нас ждёт продолжение банкета. Спешно перекусив, мы отправляемся на ночной Сонар.

Ночной Сонар, в отличие от дневного, находится почти за городом. Туда можно доехать либо на специальном автобусе, который ходит от памятника Колумбу (место в центре города, от которого до любой вменяемой гостиницы не больше 20 минут пешком), либо на такси. Любой барселонский таксист отзывается на слово «Sonar» и отвезет вас к месту назначения за 20 минут и 10 евро.

Так сложилось, что те, кого я больше всего ждал на ночном Сонаре, его открывали. Так что войдя в одиннадцать с небольшим вечера в помещение ангара (надо ли говорить что при вместимости ночного Сонара тысяч, наверное, в тридцать человек, на входе нет не то что давки, а даже очереди), через пять минут я уже танцевал под любимых музыкантов.

Испанский дуэт “Lontano” для меня стал главным открытием жанра чуть ли не со времён Моргана Гайста. Лонтано делают мягкую, солнечную, мелодичную и одновременно очень танцевальную музыку на грани электро, хауса и диско, как раз в лучших традициях Metro Area и Environ Records. Совсем недавно они выпустили на лейбле Factor City (о котором дальше еще пойдет речь) свой дебютный альбом. С этим материалом двое ребят совершенно «немузыкального» вида (один из них похож на лысеющего Джорджио Мородера без парика, а другой – на охранника из русских фильмов про бандитов) и вышли на сцену Сонара. В этот момент хорошо было всё – прекрасная музыка, очень хороший громкий, но чёткий звук, звёзды вместо крыши на открытой арене и окружающая меня публика, которая так же радостно танцевала и наслаждалась происходящим. Особенно радовало то, что народу в этот момент было еще не слишком много – можно было спокойно потанцевать перед сценой при ощущении полного зала и совершенно сумасшедшем вайбе от толпы.

Ночной Сонар проходил на трёх аренах, расположенных впритык друг к другу в помещении огромного (чуть ли не километр длиной) выставочного центра. Главная арена, Sonar Club, вмещала наверное тысяч 20, а две поменьше – открытый Sonar Pub и крытый Sonar Park, тысяч по 5-10. Минус таких масштабов в том, что подобраться к сцене и что-то там разглядеть практически невозможно. Но тут на помощь приходят развешенные по всему залу огромные экраны, куда транслируется изображение со сцены.

После Lontano мы успели зайти в «Парк» и немного послушать сет Мартина Гора. Дядюшка Март, конечно, кумир, но в одиночку и с диджей-сетом он выглядит комично. Нацепив на себя то ли эполеты, то ли крылья, Мартин не сводя, трек за треком ставил какой-то ужасающий хард-хаус. Такую музыку обычно слышишь в Москве, когда местные диджеи «разогревают» привозных звёзд. А на открытой арене в это время играли лайв Towa Tei вместе с Atom TM. Странная парочка играла отличный эйсид-хаус. Уве Шмит, наряженный в строгий костюм, производил манипуляции с ноутбуком, а Това Тей всё время суетился, и то и дело прятался за колонкой.

На главной арене тем временем зажигали Chemical Brothers – главные хедлайнеры Сонара 2005. Народу на них собралось тьма и эта публика начала слэмить с первых же аккордов. Вдруг оказавшись почти перед сценой, мы поспешили ретироваться – барселонские рейверы, конечно, в сравнении с нашими, выглядят агнцами, но затеряться в двадцатитысячной ревущей толпе – удовольствие не для слабонервных. «Химики» же ударили по хитам, начав с “Hey Boy Hey Girl” и продолжив дежурным набором со своей сингловой коллекции и парочкой боевиков с “Push The Button”. Всё бы неплохо, но расстраивало отсутствие действия на сцене. Никаких приглашенных музыкантов (при том, что в записи «брятья» звучат как рок-группа), никаких «железок» и даже никаких клавиш – сценический сетап ограничился двумя дежурными «маками», а программа звучала как подготовленный заранее диджей-сет из своего материала. Спасибо, конечно, и на том, но хочется большего.

В «Сонар Парке» начинается концерт Розин Мёрфи. Что она покажет здесь после такого чудесного дебюта в Москве? Но Розин неожиданно разочаровывает. На арене огромного рейва она просто теряется. Чтобы проникнуться обаянием её песен, нужна камерная площадка, нужно смотреть ей в глаза и чувствовать запах её духов, а в огромном ангаре ей страшно и неуютно, такое ощущение что вместо “ruby blue” она сейчас затянет томйорковское “I don’t belong heeeere….”.

На открытой арене тем временем крутил пластинки однофамилец Розин James Murphy, участник LCD Soundsystem. Джейсмс играл отличный эклектичный сет, залезая то в электро, то в брейкбит, то в техно, то в восьмидесятые, не забыв естественно проиграть I Feel Love Донны Саммер, смешанный с “Higher State Of Consciousness”, гимном кислотного брейкбита от Джоша Винка. Опять же - всё хорошо, но… эту программу Джеймс играет, кажется, уже третий год без существенных изменений.

Главным событием с точки зрения «игры на электронных музыкальных инструментах» стал лайв голландца Joris’a Voorn’a.Йорис натащил с собой на сцену разноцветных железок (сэмплер, драм-машина и какой-то бокс непонятного назначения) и без всяких компьютеров, живьем забивал туда чудесные конструкции. Все видеоэкраны в разных проекциях показывали руки, ловко нажимающие на клавиши и крутящие ручки, а публика лихо танцевала под ускоренный дип/тек.

Послушав чуточку Бастероида (странноватое техно) и попрыгав полчасика под Джефа Миллса (надо же как-то отыграться за его неприезд в Россию!), мы, довольные, отправились спать. Конечно, впереди было еще много хорошей музыки, но чаша впечатлений была уже переполнена, к тому же не забывайте что четыре утра по барселонскому времени это шесть по нашему. Так что продолжение – завтра.

18.06

В третий день было решено поосновательней подготовиться к ночи – подольше поспать, подольше посидеть на море, спокойно поесть (нас ждал феерический обед в рыбном ресторанчике на набережной), и довольные и расслабленные, мы отправились на Сонар часам к пяти. Дневная программа третьего дня была бедновата, а впечатлений было уже выше крыши, так что хотелось осознанно и спокойно послушать два-три выступления и двинуться на ночной.

Первым событием третьего дня были Battles. Нью-йоркские экспериментаторы играли удивительную и сумасшедшую музыку. Их можно было бы назвать пост-роком, но в их треках нет ни капли той медитативности или апокалиптической апатии, которой так много у Mogwai или GY!BE. Battles играют рок. Быстрый, агрессивный и авангардный. Наверное именно так сейчас звучит нью-йоркский андерграунд.

Зацепив кусочки выступления Hood, а также успев вволю нагуляться по пластиночной ярмарке и залам музея, я отправляюсь в «деревню» слушать Hot Chip, ребят из большой нынче плеяды любителей ретро. Молодые англичане играют не то новую волну, не то рок, не то диско – у них есть хорошая танцевальная основа, приятный вокал и простые яркие мелодии. Они не выглядят как мальчики с обложки модного журнала, но у них есть свой стиль. В общем, типичный пример неплохой новой английской группы. Вряд ли из них получатся звезды уровня Franz Ferdinand, но менее интересными это их не делает.



Последний концерт дневного Сонара был для меня одним из главных ожиданий. Matt Elliot в музыке не первый год, но никто лучше него не олицетворяет некое абстрактное «здесь и сейчас». Он – самый живой и самый актуальный. На сцене сам Мэтт с гитарой и неизвестный мне персонаж с дежурным набором из живых и электронных инструментов. Разумеется, дело не обходится без ноутбука, который они терзают по очереди.

Мэтт начинает с какого-то заунывного фолка (английская тоска, оказывается, очень напоминает русскую), а его приятель постепенно добавляет туда «мяса». Нерв и напряжение нарастают, а бутылка виски, к которой музыканты прикладываются по очереди, быстро пустеет. От фолка Мэтт постепенно съезжает в материал Third Eye Foundation, под конец выдав длиннющий трек, от кульминации которого можно сойти с ума – музыканты валят на тебя шквал звуков – сверхскоростные нервные барабаны, стена пост-роковых гитар, обрывки вокала – еще чуть-чуть и от нервного напряжения взорвется голова. Вот она, эмоциональная вершина фестиваля. Дослушав до конца, молча, как потерянные, идем домой. Дневной Сонар закончился именно на той ноте, когда музыкантам больше нечего сказать, а мы, зрители, уже не можем ничего услышать и понять.

Но у нас опять впереди club-night. Чтобы прийти в себя, мы идем гулять по вечерней Барселоне, наслаждаемся красотой аристократических кварталов и медленно потягиваем винцо в небольшом ресторанчике, где сидят исключительно местные и ни один человек не говорит по-английски. Часть нашей компании, которая больше любит дневные концерты, пребывает в задумчивом молчании. Ночные же жители, наоборот, просыпаются и пребывают в радостном возбуждении – «во сколько там Хоутин, в пять? Ну ничего, скоро уже!».

В Sonar Club мы попадаем примерно к середине выступления Soulwax. Они здесь в ранге звёзд – вчера диджеили, сегодня играют живьем и, надо сказать, делают это очень неплохо. Живой состав на сцене, но если на диске у них полный рок-н-ролл, то живьем есть под что потанцевать – рок драйв плюс жесткие электронные барабаны – безотказная формула, которая заставляет двигаться. Alternative Dance в его лучших проявлениях.

В Sonar Park’е – всю ночь хип-хоп. Главное ожидание ночи – DJ Yoda. Йода - один из немногих людей, упорно пытающихся доказать, что диджеинг – искусство. И иногда у него получается. В этот раз он был великолепен – в дело у него годился любой трек: Майкл Джексон, свежие «химики», завывающие r&b-дивы, MC Hammer, Крафтверк, Джеймс Браун и конечно реальный хип-хап. Из всего этого Йода, как заправский бармен, разливал музыкальные коктейли. Каждый трек у него играл не больше минуты, одно он безумно ускорял, другое – замедлял, и естественно всем подряд безумно скретчил. Целиковый микс при этом звучал очень красиво и динамично. Особенного колорита добавлял ви-джей, который делал то же самое с видео – куски фильмов и клипов мешались на глазах у изумленной публики, причем соответствие звука и видео было стопроцентным, даже каждому скретчу на пластинке соответствовал скретч в видео. Но интереснее всего было смотреть даже не на экраны, а на лица танцующих вокруг людей – разноцветные и разновозрастные смеющиеся лица, объединенные общей музыкальной волной. Это было восхитительно.

Йоды хочется еще и еще, но его сменяют De La Soul и мы бежим слушать LCD Soundsystem. Диско-панки словно выдают злобный ответ любителям хип-хапа: громко стучат, ревут гитарами и надрывают глотки. Быстро, шумно, агрессивно и очень энергично, как раз то, что нужно в этот момент. Вот они, новые звезды больших арен.

А дальше на главной арене – Мисс Киттин. Конечно параллельно в Sonar Pub играют подопечные Ричи Хоутина с лейбла “Minus”, но какой уж тут минус когда такие люди на сцене. Киттин начинает со стучащего техно, но быстро возвращается в родную стихию – ставит трек хакера, под который поёт вторым голосом. Все-таки она уникальна хотя бы этим – много вы знаете поющих диджеев? Не то, чтобы сет из одних хитов, но танцуется хорошо, да и яркие моменты нередки – вот себя поставила и подпевает, вот выдала какое-то классическое электро, а вот какой-то ископаемый хит времён моей клубной юности. В середине сета она становится уж совсем техновой и я успеваю сбегать в бар за очередной виски-колой по билетику и к моему приходу Каролин разрождается главным треком сета – Mory Kante “Yeke Yeke”, вот уж чего от неё кажется никто не ожидал! Все в экстазе, а в зале становится светло – световики умело ловят момент.

На другие сцены ходить уже нет сил, да и от добра добра не ищут, следующим тут играет Люк Вайберт. Вайберт - герой не моего романа, но его последний альбом на удивление хорош, а играть он будет скорее всего именно его. Так и оказывается. Меланхоличный Люк, лениво покуривая, изливает из своего «макинтоша» плотные потоки кислотного звука. Пустит побыстрее – зазвучит эйсид-хаус, пустит помедленнее – даб и даунтемпо. Люк сегодня определенно хорош, но… на родине уже полседьмого и мы отправляемся спать. Впечатлений уже много, а завтра нас ждут афтерпати.

19.06

Сонар закончился. Странно и непривычно. Мы снова превращаемся в туристов – гуляем по городу, идём в музей Пикассо, ходим по сувенирным лавкам… Но разумеется в конце концов я оказываюсь в квартале рекорд-шопов, где отхватываю себе еще пяток пластиночек. Но покой нам только снится, вечером мы идём на IDM-party, которое делают мои новые приятели с лейбла «spa.rk», а ночью в клубе “Liquid” вечеринка лейбла Factor City, сейчас эти человечки для меня короли танцевальной музыки.

IDM-вечерина поражает тем, что тут всё как у нас – маленький барчик чуть поодаль от центра, высокие худые мальчики в очках, которые выглядят точь-в-точь, как посетители московских айдиэмных вечерин пятилетней давности, и масса друзей музыкантов, прошедших по спискам. Состав неплохой (испанцы со Спарка, англичане с Erratica и Expanding и главные хеддайнеры – голландцы Funckarma), но потусовавшись там час, даже я немного устаю от однообразия, что уж говорить о моих друзьях, не привыкших к такому. Отправляюсь спросить у девочки-огразнизатора, когда будет Фанкарма. «Ну, ты видишь, всё задерживается, наверное они будут ближе к часу. Вы можете пока пойти поужинать», радушно объясняет она.



Мы отправляемся пить кофе с пирожными по соседству с La Pedrera, еще одним творением Гауди. Ночью Педрера выглядит совсем игрушечно – барселонская несерьезность продолжает приятно поражать. К часу возвращаемся в клуб, зацепив конец выступления Abstract Knights (вполне традиционный idm с залётами в хип-хоп). После них играет Funckarma – всё те же два ноубтука, минимум экшена на сцене и очень сложная музыка. С братьями Funcken случилась та же история, что и с Autechre, Plaid или Ричардом Джеймсом. Наигравшись в музыку и мелодику, они отправились исследовать шумотворение и саунд-дизайн. Звучит интересно, но за душу, в отличие, скажем, от альбома Solid State, не берет совершенно.

Где-то около двух ночи отправляемся в Liquid на Factor City Party. Нервничаем – боимся оказаться перед закрытыми дверьми, все-таки понедельник, а Барселона город не круглосуточный. Но все опасения напрасны и через полчаса мы в другой реальности.



Liquid – пожалуй самый красивый клуб, в котором мне приходилось бывать. Открытая площадка на холме с большим бассейном, фонтанами и удивительной красоты подсветкой. Танцпол человек на двести с мягким звуком и разноцветным диско-светом и, конечно же, та самая лучшая танцевальная музыка. DJ Undo и его товарищи, заправляющие лейблом Factor City, набились в пятером в диджейскую и играют то по очереди, то джемом, великолепное светлое электро. Под такое хочется танцевать вечно. Разношерстная публика двигается в едином порыве – местные клабберы-мачо вперемешку с «пришельцами с Сонара», главным образом англоговорящими. А видите на таццполе вон ту пухленькую девочку с татушкой во всю руку? Это Мисс Киттин, тоже пришла повеселиться. Протанцевав, наверное, часа два, мы ретируемся. Всё хорошее должно заканчиваться на мажорной ноте.
Tags: live, music, review, sonar, travel
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments