Nick Zavriev (organickloud) wrote,
Nick Zavriev
organickloud

sonar 2007, day & night 2



С утра просыпаемся пораньше и успеваем даже скататься на загородный пляж в Okato, море, впрочем, особенной радости не приносит – холодное и «болтает», купаться толком невозможно, так что можно смело погружаться в музыкальные дела – к часу дня мы уже на фестивале. Сначала нам предстоит выбрать между эмбиентом Emiliano Zelada и индитроникой от Bacanal Intruder. Начинаем с итальянского эмбиента в Escenario Hall. Зелада шумит ноутбуком, Джонатан Паначчио колдует над видео (небывалый случай – виджей указан в лайнапе), но в целом действо не слишком впечатляет. Музыка чересчур шумная и аморфная – в записи было красиво, а живьем - стандартный «glitchy shit», как у всех. Да и Паначчио с его картинками до тех же Pfadfinderei как до луны. Вообще по правде сказать, при том что видеоряд есть у многих, не впечатлил визуалом решительно никто.





Bacanal Intruder в «комплексе» оказывается куда интереснее. Внешне испанцы чем-то напоминают Global Communication десятилетней давности – застенчивый «ботаник» и солидный бородач. У обоих – видавшие виды ноутбуки, особенно впечатляет компьютер бородоча – основательно потёртый и обклеенный провокационными наклейками типа «Support filesharing!». Играют они «томлабовскую» индитронику – рваный и заедающий звук, чуть наивные мелодии, сухие синтетические барабаны, многочисленные сэмплы живых инструментов (аккордеон, гитара, маримбы), в общем красиво и в меру заморочено – что-то подобное мог бы выдать, например, нынешний FS Blumm или кто-то из японцев с лейбла Plop. Видео у этой парочки явно самодельное, с нарезками из восьмибитной графики – без изысков, но музыке соответствует.



Обед откладывается – в два в Sonar Dome играет лайв еще один испанец – Brunetto. Паренёк в бейсболке играет отменный IDM – в меру жесткий, но исключительно четкий и разборчивый, время от времени превращающийся в электро. Брюнетто явно пляшет от ритм-секции, но время от времени выдает отличные мелодии. Лайв у него чем-то напоминает Аппарата – и технически (компьютер плюс контроллер, на котором он крутит “Freeze” и прочие эффекты), и музыкально – в основе не то брейкс, не то электро, не то хип-хоп, но барабанные рисунки сложные. Брюнетто к тому же отличается любовью к «металлической» перкуссии, что-то в этом есть от IDM первой половины девяностых. В общем, отличный концертик.



Пообедать, конечно, можно и прямо на фестивале, но если в прошлом году здесь была зона Wi-Fi (она же – импровизированный чиллаут) со свежевыжатыми соками и полным отсутствием очередей, то сейчас приходится ломиться в «общий» бар за бутербродом сомнительного качества. Зато в барном меню появилась сангрия – пустячок, а приятно. Хотя лучше всё равно приносить выпивку с собой, благо это здесь совершенно не преследуется. В общем, как бы то ни было, обедать лучше в городе – кафешек здесь много, да и отдохнуть часок от музыки бывает полезно. Поэтому в перерыве отправляемся гулять в El Raval – бродим по узким улочкам и глазеем на магазины восточных сладостей, индийские забегаловки, магазины исламской еды и многочисленные переговорные пункты с объявлениями кислотных цветов, предлагающими звонить в Чили, Марокко и Украину за пятнадцать центов в минуту.

Возвращаемся уже после пяти. Попытка посмотреть на Sunn O))) с треском проваливается, в «холле» биток и вход закрыт. Удивительно, сколько народа готово слушать гитарный нойз! Впрочем, как не относись ко всей этой устрашающей жести, нельзя не признать, что тренд и вправду новый – на фоне этой братии шумовые запилы молодых Sonic Youth кажутся невинным детским лепетом. В «деревне» играют веселый фанк Nicole Wells & The Soul Investigators. Такого рода лайвы - ежегодный «коронный номер» дневного сонара – тут обязательно есть веселая околоджазовая группа с обилием духовых и голосистыми певицами. Довольный народ прыгает перед сценой или валяется на травке, а мощный женский вокал слышен даже на других аренах. Драйва уйма, но музыка всё равно не моя, поэтому медленно двигаюсь в сторону Sonar Dome, где пока играет ди-джей Смерть (Muerte), а скоро начнут свой лайв Black Affair.









У английского дуэта нет ни одного релиза, но то, что их специально привезли, да к тому же поставили фактически в прайм-тайм говорит о том, что на них возлагаются огромные надежды, а того и гляди окажется, что парни имеют в загашнике контракт с XL или Domino. В группе всего два человека – вокалист, который бы идеально подошел любой нео-романтической группе восьмидесятых (белые штаны, рубашечка, очки и холодный вокал) и бас-гитарист с прихиппованной внешностью – волосатый, небритый, в помятом пиджачке и шляпе. Вокалист к тому же играет на видавшем виды «микрокорге» - синтезатор современный, но в этом антураже выглядит так, будто на нем упражнялся в детстве еще Винс Кларк. Музыка у парней не менее архаичная, чем внешность, но хороша невообразимо. Новая волна, синти-поп и прочие вокально-дискотечные радости. Тут и Duran Duran, и ранний Depeche Mode, и Zoot Woman. Просто, но хитово до невозможности – песни так привязываются, что начинаешь подпевать даже тому, что слышишь впервые. Парни ужасно нервничают (не каждый день видимо собирают такую аудиторию), судорожно глотая вино в паузах, но играют прекрасно. Если это и не лучший лайв сонара, то, как минимум, уверенное попадание в топ-пятерку.

Дальше – загадка дня, Chris Clark. В Москву этот персонаж ухитрился приехать с айподом, час играл невразумительную жесть и крутил ручки на отключенном канале пульта. Если артист, подписанный на лейбл Warp, может давать такие «лайвы» на Сонаре, значит с моими представлениями о мире что-то не так. С тех пор, впрочем, Крис сменил псевдоним (теперь он просто Clark), выпустить отличный альбом, так что есть некий шанс, что халтура в прошлом. Разумеется, к началу его лайва «холл» набит так, что двери уже закрыты. Из-за занавесочки доносится недурственный звук и мелькают силуэты людей на сцене, значит какой-то экшен там все-таки есть. Пытаемся зайти с другого входа, но и там нас встречает вежливое, но внушительное секьюрити. Но любопытство берет свое – решаем попробовать счастья и влезть в лифт. Тот медленно катит наверх мимо пластиночной ярмарки, мимо «Ред булла», мимо залов с художественными инсталляциями – вот мы уже на самом верху, но нам-то надо в подвал. И, о чудо, сделав еще несколько остановок, лифт «приземляется» на вожделенном минус первом. Мы у цели.







Сцена окутана дымовой завесой («опять айподы скрывают», думается мне), но если приглядеться, видно что Крис приютился слева у стола с «железом», а по центру сцены отрывается барабанщик. Уже интересно! Узнаю знакомые мотивы – да, это похоже на “Body Riddle”, почти мой идеал IDM – довольно заморочено и в ритмическом плане, и в смысле саунд-дизайна, но все еще очень музыкально, гармоническая структура простая и понятная и мелодии чёткие. Подбираюсь поближе к самому Кларку – клавиш у него нет, но и до айпода не опускается – korg electribe, эффекты, в общем какое-никакое, а действие. Иногда барабанщик бросает установку и прибегает помогать Крису шаманить с аппаратурой. Минут через 25, Кларк переходит к решительным действиям, меняя «альбомный» звук на скоростную кислотную жесть с элементами d&b – да, примерно так он звучал в Москве, но с тех пор успел основательно доработать свой материал, теперь это слушать не только можно, но иногда даже приятно. В общем, даже при том, что первая половина оказалась интереснее раз в сто, выступление вышло отличное. Молодец, Крис, только вот московский концерт всё равно был позорным.

После Кларка – бегом в Sonar Village, там играют финны Accu – до объявления лайнапа «Сонара» я понятия не имел об их существовании, но за два месяца успел крепко полюбить и заслушать до дыр пластинку «Lasso». Если не знать, что Accu – северяне, догадаться об этом невозможно. То ли легенды о финском темпераменте – фейк, то ли наши диско-герои едят стимуляторы горстями. Финны носятся по сцене как ошпаренные, трясут инструментами, орут и скачут, в общем жгут адски, чего постоянно требуют от зрителей.





Играют они вроде бы всё равно диско, но по сравнению с записью звучат быстрее, тяжелее и куда более «рокешно» – чистый и громкий вокал вместо вокодерного, шумные гитарные соляки, в общем полный отрыв – «А сейчас мы вам сыграем рок-н-ролльную версию одного нашего старого хита, камон!». «Главный» прыгает по сцене с SH-101 наперевес, ухитряясь при этом наигрывать на ней что-то эйсидное. Звучит отменно, но как-то сбивает с толку – хочется как раз нежного и мелодичного диско, а тут вдруг такой зажиг. Ну да ладно рубиться так рубиться. Это, впрочем, легче сказать, чем сделать – пляшущие по соседству человечки так и норовят наступить на ногу или дать локтем под дых. Надо сказать, что если в первой половине дня публика здесь на удивление приятная и интеллигентная, то к вечеру откуда-то появляются толпы упитых пивом machos. Такое в сущности было всегда, но в прошлые годы народ скорее был позитивным и накуренным, а сейчас то и дело видишь вокруг алкогольную бычку. Тем не менее Accu хороши, под конец даже съехали в брейкс. Было бы не дурно как-нибудь послушать их сольно. После них за вертушки встают The Executives, у них тоже приятная диско-музыка, но здесь они диджеят, поэтому внимания и интереса к ним куда меньше. Пластинки меж тем ставят неплохие – электро-диско и прочие милые штуки.

В дневной программе остался последний пункт – Facto Delafe y Las Flores Azules, каталонская команда, звучавшая в записи как неплохо спродюсированный трип-хоп. Но стоило увидеть эту гоп-компанию, стало понятно – «трипа» не будет, будет «хип», а то и чего похуже. Банда выглядят несколько воинственно – разговаривает с публикой по-каталонски и вообще оставляет ощущение «борцов за социальную справедливость» - текстов не понять, поэтому выводы о содержании приходится делать по выражениям лиц и внешним факторам. Публика тоже какая-то не сонаровская – сплошь местные фанаты, знающие все песни наизусть. Живьем у Факто Делафе получается напористо, но как-то более попсово и менее изыскано. Рэп и барабаны «торчат», а тонкие аранжировки теряются в жире и мясе. Когда речитатив все-таки сменяется пением, получается каталонский R&B – вяло и банально. Нет, хватит нам пожалуй Малы Родригес.

Нормально поужинать перед ночным сонаром не удаётся никак – факт уже многократно проверенный. Поэтому быстро жуем бутерброды с кофе и отправляемся по улице Рамбла к морю – оттуда, от памятника Колумбу ходит Sonar Bus. В предыдущие разы мы добирались до Fira Gran Via, где проходит ночной фестиваль, на такси, но таких «умников» - сотни и год назад в очереди на такси мы простояли пол лайва Hot Chip и очень не хотим повторять прошлые ошибки. В результате мы попадаем на Sonar del Noche даже раньше запланированного.

Ночной сонар до полуночи, а то и часу – зрелище презабавное. Народу - никого (основная масса пребывает к лайву хедлайнеров), можно свободно перемещаться, рассматривать груды железа на сцене, без толкучки покупать напитки в баре, в общем пользоваться режимом наибольшего благоприятствования. Мы немедленно идём в «Sonar Park» - это, определенно, лучшая арена. Здесь хороший звук (что для ночного сонара, при всей к нему любви, скорее исключение), да и в целом здесь как-то поуютнее, чем в огромном «Парке» или нескладном «Лабе». Программу открывает Gabriel Berlanga, он же Undo – один из лучших испанских электронщиков, хозяин лейбла Factor City и вообще, можно сказать, наш старый приятель. Undo сегодня в роли диджея – было бы конечно интереснее услышать живьем его собственные треки, но и так сойдет, тем более играет он весьма неплохо – начинает с приятного мелодичного электро-тека, постепенно скатывается в сторону диско и к нашему восторгу заканчивает инструментальной версией “Phaze Me” Алдена Тайрелла. Для раскачки – прекрасно.

Дальше – еще интереснее. Лайв Бориса Дивайдера. Настоящее олд-скул электро на Сонаре редкость – Blontik Brothers, Энтони Ротера или, тем паче, Aux 88 здесь видеть не рвутся. Но зато всегда есть тайное оружие в лице испанцев – Boris Divider выпускался и на Satamile, и на ротеровском Psi49net, да и вообще дядька уважаемый. Точно в срок на сцене появляется суровый бородач в бейсболке, окруженный впечатляющим набором железа – слева и справа от него забитые до отказа рэковые стойки, между которыми он шустро перемещается, двигая многочисленные ручки. На голове у Бориса гарнитура с микрофоном, сигнал с которого разумеется идёт на вокодер – нечто подобное мы видели год назад у Джимми Эдгара. Ломаный бит, рваная пульсирующая бас-линия, слегка «притрансованные» арпеджио и тревожный настрой, короче говоря хрестоматийное электро, Ротер образца «Biomechanic» или даже «Hacker». Восхитительно. Расстраивает одно – зал практически пуст, а немногочисленная публика в основном жмется к бару. Происходящее на сцене не вызывает восторга, похоже, ни у кого кроме нашей немногочисленной тусовки. Всё дело в том, что в соседнем «Sonar Club» уже готовятся играть Beastie Boys – те, ради кого здесь и собралась вся эта жуткая толпа.

Народу в «Клабе» набивается столько, что подходить к сцене просто страшно, кажется все посетители четырех арен сбежались сюда – несколько танцполов «олимпийского» эта арена вместит с лёгкостью. Поэтому занимаем стратегические позиции в арьергарде, готовясь смотреть на экраны – на самой сцене можно разглядеть только общий план. Мальчиши-плохиши, тем временем, уже жгут – на сцене полноценный живой состав (барабаны, бас, гитара, клавиши, Миксмастер Майк с вертушками). Бисти Бойз как Крафтверк, имидж у них такой, что можно проиграть еще лет тридцать и при этом выглядеть так же круто – костюмчики, шляпы, темные очки… «Бистики» играют пеструю мешанину их хитов разных лет, разбавленных инструменталками с “The Mix Up”. В харизме и умении себя подавать парням, конечно, не откажешь – держат зал «железной хваткой», много общаются с публикой и друг с другом: «Тааак, чё у нас тут модно в 2007-м?. Чувак, вот какой у тебя любимый этот… типа… модный аксессуар?» и далее в том же духе. Забавно и то, что старые и новые вещи они и исполняют совсем по-разному. Старьё это либо классический хип-хоп (лупы, скретчи и читка – смотреть тут надо, разумеется, на манипуляции с вертушками), либо шумный трехаккордный панк, скоростных двухминутных кричалок американцы играют как-то неожиданно много. Но на новых вещах с бандой случается чудесное превращение, инструменталки Beasties звучат вкусно, сыгранно и исключительно музыкально, даже звук их не портит. Я уже начинаю кусать локти, что не посетил вчерашнюю Noche Inaugural – ночное мероприятие, где «Бистиз» играли полностью инструментальный концерт. Впрочем, где-то пол-альбома они сыграли и тут, после чего под хор восторженных воплей устроили заход по хитам – Body Movin’ (увы, не в версии Нормана Кука), Intergalactic и прочая и прочая.

Тем временем на открытой арене «Sonar Pub» происходят странные вещи – вместо заявленных на полпервого New Young Pony Club играет невнятный ди-джей – то ли сетка так сдвинулась, то ли «Пони клаб» и вовсе «слетели», небывалый случай для Сонара. Устраиваем беглый обход арен – в «Лабе» свирепствует дабстеп от Мэри Энн Хоббс и её подопечных – барабаны, гудящий бас и… больше ничего. Хмуро, агрессивно и как-то бессмысленно, немедленно начинает хотеться спать. Идём дальше. Modeselektor DJs рубят техно – тоже «мимо», так что можно смело идти обратно в «Паб» на шоукейз лейбла Ed Banger.

Эд Бэнгер (Mehdi, Uffie и Justice) и примкнувшие к ним Digitalism и Simian Mobile Disco – для меня определенно главный номер ночной программы. В кои-то веки мне понравилось аж четыре танцевальных альбома, такого не было кажется со времен зарождавшейся моды на электро-диско. Корни у этой компании растут от Daft Punk, так что должно быть шумно и весело. Жалко только что лайвов будет всего два – Uffie (которую, пожалуй, я жду меньше чем остальных) и Дигитализм, которых зачем-то поставили на пять утра.

Шоу открывает DJ Mehdi. Играет примерно на уровне прошлогодней Мисс Киттин – хит, связка, хит, связка и так далее. Филлеров многовато, но и за хорошими вещами в карман не лезет – Justice, Daft Punk, Inner City, очередная версия Apache, кричалки из репертуара Дипло, какой-то незнакомый, но приятный эйсид и даже старые добрые Salt’n’Pepa – по парочке пыльных хитов сегодня сыграет каждый.

Не дотерпев до положенных 2:45 на сцену вылезает Uffie и начинает выкрикивать свои тексты поверх чужих треков «Let’s get this party started right» и далее в том же духе. Ужасно смешно и опять же похоже на Мисс Киттин. Время от времени ей вторит мужской голос, похоже что это и есть Feadz. В конце концов, дело доходит до собственных вещей Аффи и она наконец исполняет “Pop The Glock”, которую кажется все и ждали.

По мере приближения трех часов, начинается заметное шевеление – народу становится больше, а перед сценой собирается делегация фанатов – впереди кучкуются человечки с картонными буквами «T» в виде креста. Вот кого тут хедлайнер – вся эта толпень, разумеется, ждет Justice. Пока Ксавье и Гаспар позируют фотографам и распаковывают пластиночки – лирическое отступление. Сейчас три часа ночи, а значит мой (и не только) мозг воспринимает музыку уже 14 часов с небольшими перерывами. Он, с позволения сказать, немного устал, восприятие несколько «замылено» и ни ред булл, ни даже ред лейбл уже не окрыляют. Поэтому – нет, я не пойду слушать техно-диджеев или удушливые дабстеповые бумканья, какой бы степени звездности не были играющие. В это время нужно что-то максимально эмоциональное, хитовое и по возможности не очень жесткое. И Justice играют ровно так – свеженькие «эд бэнгеровские» хиты вперемешку со старым добрым «френчем». Ставят себя любимых, Simian (мобайл диско и не только), Мехди, Уазо, Дафт Панк, Алана Браксе, чуточку ископаемых рейв-блокбастеров и даже немного рокешника. Такой сет мёртвого разбудит – в кои-то веки хочется танцевать, не останавливаясь. Хор фанатов с транспарантами вторит старой вещице Симиана – «We! Are! Your Friends!». Браво.

Часам к четырем все-таки появляются поводы для расстройства – Джастис злоупотребляют Бенасси-басом, да и публика с приближением утра стремительно теряет лицо – основная масса народу пьяна и убита в хлам, поэтому приходится постоянно следить за тем, чтобы на тебя не свалился споткнувшийся сосед. Все-таки ночные мероприятия - зло, а то что на них происходит под утро – зло вдвойне. Идем совершать дежурный обход. Richie Hawtin играет довольно приятный луп, но две минуты без малейших изменений пробуждают зевоту; в «Лабе» неплохое даунтемпо играет Кирк ДеДжорджио (As One), но самое интересное, пожалуй, в «Парке» - там свой хитроумный хип-хоп играет Dizzie Rascal. По сравнению с теми же Бисти Бойз, Раскал звучит модерново – тут вам и дабстеповые ритмы с тяжелым басом, и скоростная синкопированная читка, и захлебывающиеся живые барабаны в духе того, что Тимбаланд не так давно напродюсировал для Джей Зи, и даже d&b со скретчами. Чуть сумбурно, но интересно.

В пять с небольшим (минут на десять сетка «поехала» и тут) на сцене появляются Digitalism – последний для нас пункт в сегодняшней ночи. У парней два ноута, клавиши, и вокал – неплохо, но я ждал их в более «роковом» составе, хоть бы на гитаре поиграли что ли. Начинают с «Idealistic» и дальше идут по альбомным вещам – «Zdarlight», «Home Zone»… Треки у них идут нон-стопом и перемикшированны под формат диджей-сета – идея в целом неплохая, но пожалуй не для такой группы. Это несколько упрощает их музыку и превращает разнообразный в сущности альбом в монолитную «колбасу», им бы куда больше шло играть песню за песней с паузами. Звучат они сыро и живо, но микширование треков туда-сюда сбивает с толку и оставляет ощущение, что они ставят одну и ту же вещь по кругу. Удивляет то, что сет основательно разбавлен сэмплами из… Daft Punk! Ход неожиданный, но несколько странный – понятно, что все чтут корни, но всё хорошо в меру. А тут вам и Da Funk, и Mothership Reconnection и кое-что с «Discovery», а одна из песен «Дигитализма» и вовсе оказывается mash-up’ом с New Order «Blue Monday». Под конец немцы становятся мягче и хитовее, а на прощанье, когда я уже порываюсь отправиться спать, играют долгожданное “Pogo”. Эх, им бы с живым составом, да на дневной, в «Вилледж»…

Всё. Спать. С поправкой на звук и явный перебор по части однообразного долбежа, первая ночь-таки была очень неплоха, а завтра нас ждут еще одни сутки музыкального нон-стопа.
Tags: live, music, review, sonar
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments