Nick Zavriev (organickloud) wrote,
Nick Zavriev
organickloud

Flow Festival :: day two

Второй день «Флоу» снова начинается для нас с финской группы в «Nokia Blue Tent», но на этот раз мы на неё успеваем. Delay Trees в записи звучали как дрим-поп, но тут никогда нельзя быть ни в чем уверенным. Если британские группы почти поголовно умеют выдавать на концерте звук ничуть не хуже (а то и лучше) записанного, то музыканты из «остального мира», в том числе и финские, чаще могут сделать породистый звук в студии, а вот концерты раз на раз не приходятся. Красноречивый тому пример – On Volcano, выступавшие на последнем “Аванте”. В записи были очень “dreamy”, живьем – обычная инди-группа. Delay Trees тоже на свои записи не слишком похожи, но звучат по-прежнему неплохо. Живьем это напоминает британский мейнстрим в духе Дэвида Грея. Прическа гитариста, при этом, наводит на мысли о группах типа Europe или Cinderella, так что Дэвид Грей – определенно лучшее, что мы могли получить.





Идем в «черный тент» слушать диско-диджея Toni Halo. Тони заводит с винила офигенную музыку в диапазоне от современных ре-эдитов и ню-диско конца нулевых до неизвестных мне треков, записанных, судя по звуку, лет тридцать пять назад. Одна беда – в зале, рассчитанном примерно на тысячу, тусуются три человека. Я не утрирую – ровно три. Нашему приходу и вниманию к своей персоне Тони явно рад, даже позирует, чтобы его сфотографировать поудобнее. С диджеями на Flow вообще хорошо – тут нет ярко выраженного клубного уклона и много где играют коллекционеры, которых всегда интересно послушать.



Ненадолго заруливаем в милейший барчик «Viini & Sapas», тут наливают вино, подают закуски в испанском стиле и играют околоджазовую музыку. Еще один плюс – обилие сидячих мест и то, что бар не совсем не проходе, то есть толкучка тут меньше чем обычно, сюда можно приходить набираться сил. Местное трио во главе с Timo Lassy играет джаз-стандарты, изобретательно импровизируя. Народу, несмотря на ранний час, много, и реагирует он очень бодро – аплодирует каждому соло и вообще жжет.





В 15.30 в Cirko играет Murcof. Места на этой арене мало, так что все желающие явно не влезут. Для предотвращения давки, начиная с двух часов дня всем желающим раздают билетики на вход. В «Цирке» темно, а экран с видео проекциями теперь расположен перед сценой, музыкантов за ним видно едва-едва, расстановка в точности как у Global Communication на Сонаре. Разница в том, что тут народ сидит или даже скорее лежит на пуфиках. Видео от Anti VJ напоминает ту «геометрию», которую на том же Сонаре показывали под Alva Noto + Ryuichi Sakamoto. Танец линий и окружностей завораживает, но в этом нет решительно ничего человеческого.

Музыка Муркофа примерно в том же ключе – это не неоклассика (хотя пара вещей со скрипками и фортепиано в его сете проскакивает), а этакий глитч-хоррор. Мексиканец мрачно гудит, пугает слушателей резкими электронными «всхлипами», а основная драматургия строится на перкуссионных звуках, которые тонут в километровом ревере. Идея опять же в чем-то сходная с Alva Noto, но если у немца звук нарочито сухой, то Муркоф наоборот играет с пространством, что очень красит его апокалиптические саундскейпы. Хотя концерт идёт нон-стопом, деление на треки чёткое, да и знакомых фрагментов немало, тут и с «Versalles Sessions» кое-что есть, и с «Martes», ну и с «Cosmos» разумеется.



Когда хронометраж концерта приближается к часу, у виджея начинает падать софт. Пару раз геометрический хоррор прерывается окошком «Mutek.exe has stopped working». Муркоф при этом играет как ни в чем не бывало. Музыка всё мрачнее, кислорода в зале всё меньше, время идёт, вот уже и час миновал, час двадцать… Кац предлагает сдаться.

Следующая остановка – «Nokia Blue Tent», где играют The Pains Of Being Pure At Heart, одно из моих главных ожиданий фестиваля. Из долгой речи, которой представляет их девушка-конферансье, я понимаю ровно два слова – Smashing Pumpkins, но контекст понятен и без знания финского. Pains оказываются не по-шугейзерски бодрыми, веселыми и открытыми, но играют при этом не рокешник, а именно что шумную гитарную размазню с двумя вокалами (Кипу Верману подпевает эффектная азиатская клавишница Пегги Вонг).



Начинают со свеженькой "Belong", которой немедленно ставят зал на уши, а дальше играют примерно через один треки с первого и второго альбомов. Ближе к началу – "Heart In Your Heartbreak", моя, пожалуй, любимая их вещь, в середине – "Come Saturday", в финале – "Everything With You" и "Pains of Being Pure At Heart". Хотя народу собралось очень много и встречают здесь Pains явно как хедлайнеров, публика на мой вкус вяловата. Атмосфера, правда, и так отличная, ну и в кои-то веки можно всласть попрыгать на шугейз-концерте. Это пока, наверное, лучший лайв фестиваля.



Как только Pains бьют в последний аккорд, я несусь в "Black Tent" смотреть конец выступления Shine 2009, финской поп-группы, которая пропагандирует эстетику девяностых (на одном из треков альбома "гостит" Пола Абдул, что как бы не оставляет уже никаких вопросов). "Шайн" – натуральные "90s boys", один с гитарой, другой с клавишами, причем не с какими-нибудь, а с Korg M1, на которым тот, естественно, играет фортепианным тембром. Получается такая попса с налётом хип-хопа или трип-хопа, вспоминается, например, группа Candy Flip. Застаю от них буквально минут 15, но в них попадает любимая вещь "New Rules". Ура!





По пути в сторону еды успеваем краем глаза зацепить финскую нео-соул группу Jo Stance. Вариаций на тему фанка и соула здесь очень много, причем на мой вкус – далеко не всегда удачных. Эти же в своём роде неплохи, девочка поёт породистым и не по-северному темпераментным голосом а-ля дивы с "мотауна". Получается не то Майер Хоуторн в женском обличье, не то финский аналог VV Brown.

А вот и сам Mayer Hawthorne, собрал огромную толпу в "Nokia Blue Tent". Белый вокалист в окружении исключительно черных музыкантов играет романтический соул-фанк по заветам Стиви Уандера и Принса. Лайв вроде бы очень крутой – музыканты сыграны идеально, причем не стесняются виртуозничать, на клавишника можно смотреть часами. Но сами песни не цепляют совершенно. Признаюсь честно, вся эта соул история в меня не попадает абсолютно, но тот же Уандер отлично "достукивается" до меня хитами вроде "Superstition" или "Higher Ground". Хоуторн оказывается ближе скорее к "I Just Call To Say I Love You", а вся эта сладость ничего кроме отторжения не вызывает.



На радость, следующим номером в Cirko (арена с пуфиками) играет финн по имени Dolphins Into The Future. Усато-кудрявый дядечка с внешностью этакого диско-героя из трущоб, играет даже не эмбиент, а, скажем так, психоделический лоуфай нью-эйдж. Аппаратуры – гора, при этом железки исключительно старые. Портастудия с кучей кассет, которые финн шустро меняет, какой-то неопознанный девайс и самоиграйка, воткнутая в гитарный эффект-бокс, на которой дядя наигрывает органным тембром. Больше всего мне это напоминает очень ранних Tangerine Dream. Ничего лучше для этой точки пространства-времени не придумать.



Народ всё прибывает – если в начале выступления Dolphins зал был полупустым, то минут через пятнадцать тут уже аншлаг. Когда примерно через полчаса музыкант делает попытку распрощаться и уйти, ему устраивают шумную овацию. Финн трогательно возвращается и играет еще один трек. Больше у него, кажется, просто нет. Браво. Вот ради таких артистов и стоит мотаться по удаленным точкам планеты – кто бы привез этого персонажа, например, на Сонар, а то и к нам на "News from Helsinki"? Не одним "Фоналом" жива финская экспериментальная сцена.

Здесь надо сделать лирическое отступление о том, как в лежачей арене устроен бар. Идти никуда не надо, в паузах между концертами бар приходит к вам сам в виде девушек, предлагающих те или иные напитки, расфасованные в посуду, из которой удобно пить лёжа. И, скажу я вам, запить амбиентный лайв пробиркой Ягермайстера это то, что называется lifetime experience.



У журналистов на Flow привилегий мало (в этом смысле всегда лидировал "Сонар", где для прессы одно время проводился чуть ли не отдельный фестивальный день), и главная из них – узнавать новости раньше всех. Приходят они в виде SMS-рассылки, и новости эти, увы, печальные – выступление Люкке Ли, которая числились тут в числе главных звезд, отменяется. Певица внезапно заболела. Как-то многовато получается отмен, учитывая слёт Q-Tip и Zomby.

Нет худа без добра – вместо Люкке отправляемся смотреть Tensnake, немца, который издавался на лейбле Permanent Vacation (известного всем как место постоянной прописки Салли Шапиро) а также на Radius, где тоже любят итало. Технически – ничего интересного (лэптоп и, кажется, всё), а вот музыка на уровне – то самое электронное обновленческое диско, плясовое и мелодичное. В гущу не лезем (народу в чёрном шатре набилось прилично), задние ряды для танцев даже удобнее.

В это же время дискотекой на площадке "Back Yard" заправляет Joakim Haugland, босс чудесного лейбла Smalltown Supersound. От него вроде бы логично ждать каких-то коллекционерских изысков, но вместо этого норвежец рубит прямолинейный тек-хаус. Уходим в разочаровании.

В отсутствии Люкке Ли однозначный хедлайнер главной сцены – Empire of the Sun. Их я буквально две недели назад видел в Москве и, сказать по правде, не слишком впечатлился. Костюмы у Люка Стила ничего, но само по себе действо больше напоминает концерт из студии "Останкино". Барабанщик обезьянничает под звуки записанной драм-машины, басист, кажется, тоже не подключен. Клавиши у Стила – тоже для красоты, да и фальцетные бэк-вокалы идут в записи (привет, Дитер Болен). Остаётся основной вокал и гитара, на которой Стил пилит по-честному, но этого мало. Основную роль здесь, кажется, выполняет подтанцовка, уклон сделан именно на театральную часть. Вот уж действительно "Шоу Бориса Моисеева". Играют, разумеется, альбом, причем некоторые треки переделаны почти в евродэнс. Гопникам нравится, нам – не очень.

Делаем очередную попытку застать что-нибудь интересное на "Back Yard", и на этот раз удачную. Там развлекает публику диджейский дуэт Энди Уэзеролла и Шона Джонстона, которые представляют здесь свои вечеринки A Love From Outer Space. Насколько я не люблю диджеев, которые играют нынешнюю клубную музыку, настолько же приятны оказываются редкие исключения. Уэзеролл и Джонстон заводят нечто небыстрое и мелодичное, но при этом идеально подходящее для танцев. Жанрово определить треки довольно трудно – тут и диско, и электро, и даже прогрессив-хаус, нечто подобное пять лет назад играли в моём любимом клубе Liquid в Барселоне на вечеринках лейбла Factor City. В таком сете и Legowelt картины не испортит, и Yello, и замедленный в полтора раза Sasha образца сингла "Xpander". Я в неописуемом восторге.



Вариант "тут и остаться" подкупает, но хочется всё же послушать Human League. Они отлично отыграли на Сонаре, только вот первые три песни мы благополучно пропустили. Так что бегом в "Nokia Blue Tent". Народу тут немного, в кои-то веки после десяти вечера где-то можно пройти вперед не толкаясь. Фил Оуки на этот раз наряжен под "криминального элемента", в чёрные очки и худи. Тётки выглядят примерно так же, только вот со звуком у них какие-то нелады. У Джоан плохо работает микрофон, так что в первой половине концерта её почти не слышно. А Шэрон явно пребывает не в лучших кондициях – голосок у неё слабоват, да и выглядит она, мягко говоря, не фонтан. Так что отдуваются за всех Фил и сессионные музыканты.

Сетлист совсем не такой как на Сонаре – не услышав в первой тройке песен "Tell me When" я было приуныл, но к моей радости, её они все же сыграли уже где-то в середине. По сравнению с июнем – меньше нового (обошлось без "Egomaniac" и почему-то без "All I Ever Wanted") и больше старого, в частности вещей с "Dare". Для второго раза такой расклад подходит отлично. Звук, за исключением неладов с микрофоном Джоан, очень неплох, так что единственное, что портит картину – всё те же упитые люди. Тут их вроде бы немного (Human League – явно не самая популярная тут группа), но пара-тройка девиц (вполне приличного вида) в буквальном смысле падают на окружающих. Впечатление это несколько смазывает.



Вдобавок ко всему, какие-то придурки посреди концерта залезли на опору шатра и даже покрасовались в свете прожекторов. минуты через две, их уже встречало внизу местное секьюрити, и инцидент был моментально исчерпан, но висели на этой колонне они очень стрёмно.

После Human League успеваем еще ненадолго забежать на Уэзеролла и Джонстона. Те по-прежнему хороши, только уже окончательно скатились в электро, ломаное и довольно жесткое. Что ж, это, мягко говоря, не худший вариант! Надо что ли при случае зацепить их пати в Англии. А пока отдыхать. Слушать Pantha Du Prince нет ни сил, ни желания.
Tags: flow, live, music, photo, review
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments